12.09.2018, 16:15 5679 40 122 болельщика на товарищеском матче «Зенит» - «Кайрат» - это пощечина спортивному менеджменту и маркетингу Казахстана

Товарищеский (не официальный!) матч в Питере в очередной раз показывает нам, что любовь и уважение нужно заслуживать. Футболистам у болельщиков, болельщикам у футболистов. Марлен Бейсебаев в нашей рубрике "Я - репортер" делится своими мыслями о том, к чему нужно стремиться менеджерам, помимо спортивного результата.

Все мы прекрасно понимаем, что 40,122 человека пришли на стадион «Санкт-Петербург» или как его называют сами болельщики «Зенит Арена», не на «Кайрат», а на Аршавина и Маркизио. Но, поговорив с петербуржцами, я убедился, что даже без Андрея Аршавина болельщики пришли бы поддержать «Зенит». Потому что, это культура, традиции и далее по списку. Да, не сорок тысяч, но пришли бы. Накануне матча я пообщался с супругой Андрея Аршавина. Она была уверена, что на стадион придут не более 20-ти тысяч. Ошиблась, Алиса.

Между прочим, изрядно поколесив по Питеру на такси (разместили нас в разных местах: команда в одном отеле, мы – в другом, тренировочная база в третьей стороне, стадион – в четвертой), я вдоволь наговорился с главными экспертами в любом вопросе от политики до спорта – таксистами. Так, вот, один из них, водитель «Петербургского такси» (бывшее – Ленинградское такси), рассказывает: «Безусловно, мы знали, что приезжает Аршавин, по радио объявляли по ТВ, да и в городе обсуждают, что едет Аршавин. Многие не поняли, думали возвращается Андрей. Но когда узнали, что будет играть против «Зенита», тем более, пойдем, говорят. Вообще, его конечно любят и помнят. Столько сделал для «Зенита» и сборной. У вас-то, как играет?

– Он лучший, - отвечаю.

 – Это ваш «Кайрат» там, да, говорят, казахи удивляют всех в Лиге чемпионов?

– Нет, это «Астана» играет в еврокубках. Чемпионы наши, - говорю таксисту.

– А, Алма-Ата почему не играет, раз у вас Аршавин лучший?

– … - молчу.

– А сборная у вас есть? Где выступает?

–  … - снова молчу и смотрю в окно.

– А наши турков выиграли.

– Турок, - поправляю водилу и перевожу разговор в плоскость Аршавина.

– Ну, а что, мы бы рады были, если бы он играл в Питере. Игрок-то он хороший. Но, видимо, вы ему там неплохо платите.

Другой таксист из известного сервиса, по настоящему удивил.

- Так Аршавин у вас что ли в Казахстане? Мы его выкинули из Петербурга, а вы его подобрали как котенка, помыли, накормили.

- Я думал, Андрея Аршавина в Питере любят все.

- Да зачем он нам нужен. Он знаете, как с болельщиками разговаривает? Вот, там у вас в Казахстане ему и место, может поумнеет. Ха-ха (смеется), ну надо же! Он ведь в Англии играл где?

- Да, в «Арсенале».

- А теперь в Караганде! Ха-ха.

- Вообще, в Алматы.

- Да, какая разница?!

- Ну, да.

Мы ехали, а по улицам к стадиону «Санкт-Петербург» шли люди в футболках Аршавина. И ни одного в футболке Маркизио. По крайней мере, я не видел.

Кстати, насчет легенды «Ювентуса», была информация, что Клаудио не сыграет в товарищеском матче против «Кайрата», а только будет презентован болельщикам. Тем не менее, итальянец не удержался от соблазна сыграть против «Кайрата» Аршавина и вышел на замену. Таким образом, Клаудио Маркизио дебютировал за сине-бело-голубых в контрольном матче с «Кайратом».

«Вираж»

Фанатский движ «Зенита» пришел поддержать команду в товарищеском матче и сделал это очень качественно. Если бы не «Вираж», кузьмичи (обычные болельщики) не смогли бы придать товарищеской игре атмосферу и накал. Как говорят сами зенитовские ультрас: нет фанатов — нет шизы. Стадион без «Виража» — это жопа и тоска, еда без соли.

Вы представьте себе Санкт-Петербург – город с тысячами способов проведения досуга. Но на каждый матч команды собирается до 50-ти тысяч питерцев, которые могли провести вечер в театре или в кино, или еще где из сотен вариантов, но пришли на стадион. Для них футбол — это часть культурной программы. То же самое и с хоккеем на матчах СКА. Но об этом отдельно.

«Вираж» бурно приветствовал Аршавина, на объявлении состава «Кайрата», овацией проводили Андрея, когда он ушел на замену и спели песню «Андрей Аршавин ла ла ла», на мотив известного хита Глории Гейнор «I love you, baby».

На матче были и кайратовские специалисты по работе с болельщиками, которые отметили, что «Вираж» шизит качественно и слаженно. Причем, от стартового свистка до финального. Нашим же фанатам не хватает сил, энергии и выносливости «заряжать» все 90 минут. Прямо скажем, как и футболистам. Но фанаты – фанатами, а в вопросе посещаемости ставить нужно на кузьмичей – обычных болельщиков и их семьи.

Кто кому нужнее?

Но, «вернемся к нашим баранам». Мыслимо ли, чтобы у нас на товарищеский матч собралось столько зрителей, болельщиков, фанатов как на «Зенит» - «Кайрат» в Питере? Нет. У нас едва полная «Астана Арена» на официальных матчах вызывает щенячий восторг у некоторых. Да, кто-то может сказать, что в Казахстане вместимость стадионов не такая, как в Петербурге. Я вас умоляю, причем здесь вместимость, когда речь идет о том, что у нас в большинстве своем зритель идет на зрелище (на победы), а у них, чтобы поддержать своих. Я был на недавнем матче Лиги Наций УЕФА Казахстан – Грузия, и своими глазами видел, как люди уходили после первого гола, а после второго уже рекой потекли к выходам со стадиона. Я был на матчах «Барыса» и своими глазами видел полупустые трибуны шикарной ультрасовременной «Барыс Арены», я не видео переполненные трибуны на боях FIGHT NIGHTS в Астане. Думаю, про теннис, баскетбол, волейбол и говорить не нужно.

В казахстанском спорте мало кто понимает, что с болельщиками нужно работать, что нужно поддерживать спортивный маркетинг, мерчендайзинг. Завоевав сердца болельщиков через программы лояльности, своим вниманием к ним, ты обеспечишь себе полные трибуны. Болельщику должно быть интересно посетить не просто конкретный матч, а максимально с интересом провести свое время, досуг на стадионе. А для этого нужно создавать условия.

Иной раз складывается такое впечатление, что в Казахстане, всем, вообще, плевать на болельщиков. А, ведь времени вырастить поколение казахстанцев, которые будут болеть и поддерживать свои команды было предостаточно. Болельщиков, как и спортсменов нужно растить и воспитывать и создавать комфортные условия, чтобы он захотел привести сюда своих детей.

Казахстанские стадионы и спортивные арены не привлекательны для болельщиков.

Они недружелюбны.

Сегодня, такой проблемы нет, пожалуй, только у столичной «Барыс Арены». А ведь, решения по техническому оснащению спортивных объектов в целях увеличения посещаемости и проведения посетителями большего времени на территории стадионов, значительно повышает привлекательность самого спортивного мероприятия для болельщика, а владельцу арены позволяет повысить окупаемость объекта. Но об этом у нас мало кто думает. Тот же «Барыс», имея такую супер-арену почему-то считает, что болельщики сами на нее придут и заполнят битком. 

Фото: Vesti.kz. Жигер Абенов

Не буду зарываться глубоко в комфортную для зрителей инфраструктуру, приведу простейший пример, опять же в сравнении. Сейчас в век соцсетей, быстрой и оперативной информации, помимо самого спортивного события болельщику важен доступ к контенту. Быстрый доступ к контенту касающегося матча и возможность производить свой контент – выкладывать короткие видео со стадиона, фоточки, селфи, чекины и т.д. На стадионе «Санкт-Петеребург» у меня вайфай летал. Причем, речь не о ложе прессы, а о трибунах. Авторизация простейшая – по номеру телефона, получаешь код, вводишь – и всё, у тебя свободный доступ к любому контенту, и ты сам тоже можешь производить свой контент и выкладывать бесперебойно.

А вы пробовали подключиться к вайфаю на любом стадионе Казахстана? Не пробуйте, его там попросту нет. А где есть, то не для всех, а только для СМИ и випов. И то, раздражающе тягучий.  Да, даже мобильный интернет, уверен каждый из вас сталкивался с проблемой, что 4G не везде покрывает, а 3G не тянет во время матчей.

Думаете, это ерунда, пустяк? Ошибаетесь, в работе с болельщиками пустяков не бывает. Если не все, то 90% болельщиков фоткаются и снимают видео на трибунах, только вот в отличие от болельщиков на стадионе «Санкт-Петербург», которые моментально выкладывают свой контент в соцсети, наши выкладывают гимн и выход команд ближе к концу первого тайма, а то и вовсе, после матча.

Оснастите спортивные арены связью 4G, дайте людям бесплатный вайфай и вы получите ту лояльность которая увеличит посещаемость или как минимум, снизит естественный отток болельщиков. Современная тенденция такова, что сегодня мы готовы остаться без бумажника, но не без смартфона.

В общем, этот товарищеский матч вызвал у меня восхищение своим наполнением: 40 тысяч зрителей, презентация Маркизио, дружелюбная инфраструктура, высокоскоростной интернет, заряды «Виража», работа стюардов и все остальное из чего состоит качественная организация матча. А матч был всего лишь товарищеским. Вроде, на одной планете живем, причем, рядом по соседству, а словно на другой планете побывал.

Вот, на этом видео презентация Маркизио.

А теперь вспомните, как презентуют новичков «Кайрат» и «Астана». Не вспомните. Потому что никак.

Кстати, на матче «Зенит» - «Кайрат» побывал Нурлан Коянбаев, это вам не бренд-амбассадор какой-нибудь, а человек, который любит и поддерживает спорт. Немного поговорили с ним о футболе, хоккее и болельщиках. Но, об этом, в следующем материале.

Фото и видео автора и из свободного доступа

Читайте также:

 

  • Поделиться с друзьями:
  • НОВОСТИ
  • Популярное