06.01.2018, 10:54 1497 «На чемпионатах и Кубках мира над нами все смеются. Стыдно» - Кирилл Казанцев о состоянии маунтинбайка в Казахстане

Когда в Европе и Азии в езду на горных велосипедах вдохнули новую жизнь, кросс-кантри появляется в программе Олимпийских игр, а многие великие шоссейники начинают свой путь с этой дисциплины, в Казахстане маунтинбайк переживает не лучшие времена. Здесь нет условий, национальная сборная собирает крохи для выступления на международной арене и в мире мелькает только одна известная казахстанская фамилия.

Корреспондент СИА «SPORTINFORM» поговорил с Кириллом Казанцевым, единственным маунтинбайкером из Казахстана, узнаваемым среди велоэлиты, поднял финансовый вопрос в данном виде спорта и узнал: почему Олимпийские игры до сих пор проходят без участия наших «горняков»?

- В прошедшем сезоне вы одержали победу на Кубке Азии. Насколько она значима для вас?

- Смотря от чего отталкиваться, - рассказывает Казанцев. - Если брать азиатский регион, то достижение очень серьезное. Оно уступает лишь чемпионату Азии. Но на мировом уровне – это средний показатель. Хотя для меня лично – это большой успех. Эта некая победа над системой. Потому что проблема заключается не в том, чтобы выиграть, а просто найти денег на поездку. В Казахстане на маунтинбайк смотрят сквозь пальцы. К примеру, в 2016 году я не стал обладателем данного Кубка лишь потому, что не поехал на последний этап. В прошедшем я смог попасть на три этапа из четырех и хорошо, что этого хватило. На протяжении всего сезона я показывал отличную спортивную форму, был физически готов и главное, что нашел деньги. Один раз я ездил за счет города Павлодар, второй – спасибо национальной сборной, а в третий помогли спонсоры. Каждый раз ты не знаешь найдешь финансы или нет. А то, что сложилось в 2017-м – такое редко случается.

- Насколько серьезно помогают спонсоры?

- Сейчас он стал более-менее постоянный. Мне сильно помогают велосипеды Vino – они стали предоставлять мне новую технику. Иначе не знаю на чем бы сейчас ездил? Скорей всего, просто завязал со спортом. Потому что в последний раз велосипеды для сборной Казахстана покупали еще в 2014 году. Представьте, что в маунтинбайке за четыре года может случится с великом! Если говорить серьезно, то я практически полностью убиваю велосипед за один год. В лучшем случае от него остается только рама. Остальное полностью меняется.

 

- Сколько стоит подобная техника под ваш вид спорта?

- Стоимость нормального гоночного велосипеда находится в диапазоне от семи до десяти тысяч долларов. Не нужно забывать и о деталях: цепь стоит 150 долларов, задние звезды – 350, а передние в районе сотни. Цепь необходимо менять раз в месяц, а звезды дотягивают до трех. Затраты можете посчитать сами.

- А гонорары за победы на международных стартах частично решает финансовый вопрос?

- С огромной натяжной. За победу на чемпионате мира дают 5000 тысячи евро. Кубок мира принесет вам 3500, а Кубок Азии только 900.

- Третий год подряд вас признают лучшим маунтинбайкером Казахстана. Говорит ли это о том, что в данном виде спорта на территории нашей страны просто нет конкуренции?

- Вы правы. Я с 2008 года выигрываю все чемпионаты Казахстана, но соперничество существует. Это спорт и у многих не хватает терпения переждать непростые жизненные ситуации, а некоторые просто завязывают со спортом. В «байк» идет мало людей, не сравнить с шоссейным велоспортом, однако появляются достойные ребята. Как правило, к нам приходят либо те, кому действительно нравится наш вид спорта, либо их не взяли в «шоссе». И сами тренеры отдают предпочтение шоссейникам и трековикам, считая, что в маунтинбайке нет перспектив. Казанцев же есть – и ладно. Пацаны сейчас ездят на тех четырехлетних велосипедах, у которых лопнутые рамы. На чемпионатах и Кубках мира над нами все смеются. Стыдно. Но если не будешь ездить по этим трассам, то не сможешь профессионально расти. Там все на высшем уровне.

- С какой из стран можно сравнить уровень нашей сборной?

- Если брать в сравнении с Индонезией и Малайзией, то в общекомандном разрезе у них лучшая техника и обмундирование. В структуре есть массажист и механик. А я на Кубки Азии езжу один, без команды. Все спрашивают: где механик, массажист? Хоть тренер приехал? Я отвечаю, что сам себе тренер. Но мы не отчаиваемся. Я занимаюсь «байком» с 2006 года и мне есть с чем сравнивать. Я вижу это неким испытанием и готов говорить о развитии этого вида в Казахстане, правда, идет оно слишком медленно.

- В мировом шоссейном велоспорте большое количество спортсменов, обладающих отличными навыками даунхильщика. К примеру, в «Астане» такими были Роман Кройцигер и Винченцо Нибали. А Фредерик Кесякофф, вообще, является обладателем Кубка мира 2007 года по маунтинбайку. Почему, обучая шоссевиков в Казахстане, скоростному спуску уделяют так мало внимания?

- У нас разные стили подготовки в велоспорте. На Западе детей садят на BMX-ы – маленькие велосипеды, чтобы дать им больше технического оснащения и культуры вождения двухколесного коня. Они катаются на специальных треках, но не соревнуются. Для них это больше fun, такая развлекуха. Из серии: смотри как я прыгнул! И детвора начинает ездить уже с трех-четырех лет. У нас же берут в секции велоспорта в лучшем случае с 9-10 лет, и при этом они целый год просто бегают, потом садятся на шоссейные велики и получают задачу «кто вперед?». Их не учат как управлять велосипедом, действовать в непростых ситуациях. Те, кто владеет техникой «байка», смогут перепрыгнуть или увернуться от препятствия в экстренный момент. Наших шоссейников этому не учат. Здесь главный девиз: «Кто быстрей приедет к финишу?». Это рассчитано не на технику, а физику. У меня с единомышленниками сформировалась идея открыть детское отделение маунтинбайка по западному принципу и в 2018 году мы планируем дать ей жизнь.

- А вам не предлагали попробовать себя на шоссе? Есть яркие тому примеры: трековики Никита Панасенко и Артем Захаров получили огромный опыт в структуре «Астаны». После чего, первый осенью выиграл два этапа Кубка мира, а второй впервые в истории казахстанского трека представлял нашу страну на Олимпиаде, где он занял 10 место.

- Мне лично не предлагали. «Байк» и шоссе очень разные дисциплины. Если трек схож с шоссейниками, то мы далеки от них. Разная техника и физические данные. Конечно, я пробовал, но от этого теряется результат в профилирующем виде. Поэтому здесь нужно выбирать конкретно: одно или другое. Иногда вы сможете меня увидеть среди шоссейных велогонщиках. К примеру, в прошлом году в горном чемпионате Казахстана на одном из этапов я заехал вторым, однако это случается крайне редко.

- На чемпионате мира-2017 вы заняли 57 место в кросс-кантри среди элитных гонщиков. При этом данное выступление стало лучшим в истории Казахстана. Неужели на нынешнем этапе это наш потолок?

- Нет, конечно. Дело в том, что после мирового первенства я поехал на Кубок Азии, зная, что могу там заработать наибольшее количество очков. Он был через две недели. Если бы на свой пик я вышел на ЧМ-е, то результат был намного хуже. Передо мной постоянно стоит выбор и в той ситуации я решил сохранить синицу в руках. Но мое личное мнение: пока наш потолок в мире 30-е место. Я знаю, что если целенаправленно буду готовится к нему, то в тридцатку я заеду.

- Но действующему чемпиону швейцарцу Нино Шуртеру, как некоторые, вы круг не проиграли…

- (смеется) Великое достижение! Дело еще в том, что мы выходим на старт по рейтингу: восемь человек в одном ряду. Допустим, у меня он сотый и пока я стартану пройдет секунд 10-15. Далее трасса становится очень узкой и пробиться в первые ряды очень непросто. Порой я проделываю работы больше, чем какой-то условный Шуртер. Поэтому, чтобы показать достойный результат необходимо быть на старте 50-60-м. А для этого необходимо выступать как можно больше.

- Тогда насколько сложно завоевать олимпийскую лицензию?

- Честно, совсем не сложно. На последней Олимпиаде в Рио я мог бы участвовать, но на чемпионате Азии, который позволяет получить лицензию, мне просто не повезло. В решающий момент у меня сломался велосипед – лопнул подседельный штырь, хотя трещина в нем уже была до старта, но менять было не на что. Путевку на Олимпийские игры дают два первых места. Еще в начале гонки вместе с японским гонщиком Ямомото я оторвался от соперников на 1,5 минуты, но случилась поломка, которую мы долго устраняли. Вернулся в гонку 18-м, отыграл много позиций, но финишировал лишь четвертым.

- Значит, на ваше участие в Токио-2020 можно рассчитывать?

- Надеюсь, уже ничего не подведет. Отбор будет в 2019 году, но в этом главный старт на Азиатских играх. Он очень важный, как для меня, так и страны.

- Была информация, что для повышения своих результатов вы сдавали генетический тест. В чем его суть?

- В Казахстане появилась первая подобная лаборатория. Ради интереса они пригласили меня пройти этот тест, с целью узнать, как отличить спортсмена от не спортсмена. Он направлен на выявления физических возможностей, заложенных генетически, к чему человек больше предрасположен. К примеру, я выбирал свой вид спорта путем проб и ошибок, много лет находил что-то новое и испытывал это на себе. Я пришел туда с целью узнать: правильно ли тренируюсь? Проведя его, они указали мне нужное направление: тренировки, питание и предрасположенность к конкретным гонкам. В современном мире этот тест необходим молодым спортсменам. Порой нужны годы, чтобы сделать правильный выбор, а здесь один день, и ты все про себя знаешь. И это наглядное пособие для тренеров. Эти тесты есть уже во многих странах, в частности в Китае.

- Какие условия необходимо создать, чтобы проводить международные соревнования по маунтинбайку в Казахстане?

- В Алматы есть горы, что является отличной почвой для развития этого вида в нашей стране. Однако нет никакой инфраструктуры. У нас нет нужных тропинок, которые имеются в других странах. Мало их найти, необходимо и поддерживать в надлежащем виде. А кто это будет делать в наших условиях? Нормальная трасса требует, как финансовых затрат, так и рабочей силы. Нужно все построить. А пока все соревнования проводятся на раз: нашли тропу, хорошее место, давайте проведем. Представляете, мы недавно скинулись командой и купили газонокосилку, чтобы подготовить место для проведения чемпионата Казахстана. Даже в Азии трассы стали подгоняться под мировые стандарты – Китай, Индонезия, Малайзия, а в Казахстане вырисовывается пока такая картина. Помимо этого, я считаю, что нам необходима команда, не скажу, как Astana Pro Team, но хотя бы континентальная. Это даст большой толчок для нашего развития. Вспомните, в каком плачевном состоянии у нас был трек. Им создали команду и серьезные результаты вы видим уже сейчас – они выигрывают этапы Кубка мира и ездят на Олимпиаду. К тому же, согласитесь, намного проще взять велосипед и поехать в горы, чем двигаться по трассе в потоке машин, зная какой у нас менталитет и «уважение» к велосипедистам.

Фото из личного архива Кирилла Казанцева

  • Поделиться с друзьями:
  • НОВОСТИ
  • Популярное

Комментарии (0)